Sport Bike Camera Mounts
View Cart Help Desk

Мотоциклетные кроссы

Мотоциклетные кроссы являются самым распространенным соревнованием. В зависимости от масштаба соревнования и от квалификации мотоциклистов подбирается трасса с учетом степени трудности, т. е. сложности преодоления препятствий и дистанции.
Мотоциклетные кроссы проводят на открытой или закрытой трассе. На кроссах с открытой трассой дистанция объявляется заранее, и тренировку на ней можно начинать за несколько дней до начала соревнования.
При закрытой трассе участникам объявляется дистанция перед стартом, когда начальник дистанции по карте объясняет маршрут и пункты, через которые проходит трасса. В этом случае участники проходят трассу, пользуясь схематической картой.
В случае ухудшения трассы из-за выпавших осадков или, наоборот, чрезмерно сухой и жаркой погоды начальник дистанции должен предусмотреть возможность сокращения трассы. Ширина проезжей части трассы должна позволять обгоны и подходы к труднопроходимым участкам. Слишком тяжелые участки не следует
включать в трассу, ибо это может привести к застреванию большинства мотоциклистов. Намечая трассу, надо предусмотреть возможное изменение отдельных ее участков и объезды труднопроходимых мест в случае ухудшения состояния трассы перед соревнованием. Однако трасса не должна быть слишком легкопроходимой, так как в этом случае кросс превращается в гонки. Во избежание этого не следует включать длинные участки хорошей дороги или пешеходные тропинки.
При подборе трассы надо обращать внимание на прочность мостов, проходящих через ручьи или речки, так как на проселочных дорогах они часто бывают ветхие.
Трасса кросса должна проходить по малонаезженным проселочным дорогам, лесным участкам и через небольшие броды и овраги. Овраги должны иметь пологие края и твердое дно. Песчаные и болотистые участки должны иметь небольшую протяженность (15-30 м) и небольшую глубину и вязкость. Броды выбирают с твердым дном и глубиной не более 25-30 см. При выборе лесных участков обращают внимание на ширину проезжей части между деревьями, кустарниками и пнями, чтобы предотвратить повреждения мотоциклов и травмы спортсменов. Ширина проезжей части должна быть для одиночных мотоциклов не менее 2 м, а для мотоциклов с колясками - 4 м.
Следует учесть, что чем разнообразнее трасса кросса, тем она интереснее для спортсменов. Правильный выбор и подготовка трассы являются основными и решающими факторами, которые определяют не только спортивный и зрительный эффект, но и четкость проведения соревнования. Выбор и оборудование трассы поручают наиболее опытным судьям.
Трасса выбирается в виде замкнутого кольца, длина которого должна быть в пределах 1,5-5 км; спортсмены проходят трассу несколько раз. Измерять длину трассы можно с помощью мотоцикла или автомобиля, снабженного счетчиком километров. После обмера трассы составляют акт, подписываемый главным судьей, его заместителем и начальником дистанции.
Длина трассы определяется организаторами кросса совместно с главной судейской коллегией и зависит от Контингента и сложности трассы. Летом для мужчин принимают длину трассы 30-40км, а для женщин и юношей - 20-40 км. В зимнее время года для мужчин длина трассы составляет 20-40 км, а для женщин - 15-20 км.
Размечать трассу надо так, чтобы во время тренировок и соревнования мотоциклисты не задевали посевов или огородов. На это следует обратить особое внимание и при выборе места старта, чтобы суметь разместить на этой площадке мотоциклы, вспомогательный транспорт и автомобили зрителей. На старте и финише нужно отвести место для технической комиссии, главной судейской коллегии и зрителей и огородить его канатом.
При выборе места старта и финиша следует предусмотреть, чтобы участники проходили второй и последующие круги вблизи старта, но не через линию финиша. Это необходимо для того, чтобы судьи имели возможность считать количество пройденных кругов и давать отмашку флажком мотоциклистам, заканчивающим дистанцию на финише. Место старта желательно расположить на возвышенности и невдалеке от наиболее интересных препятствий, чтобы зрители могли наблюдать за ходом соревнования и борьбой между мотоциклистами на дистанции.
После окончательного установления трассы и места старта и финиша на поворотах, развилках, опасных препятствиях устанавливают предупреждающие и указательные знаки. Эти знаки можно изготовить из фанеры или картона. Знаки можно устанавливать на деревьях, оградах, домах или на вертикальных стойках. Расстояние от установленного знака до поворота или препятствия должно быть не менее 40-50 м, чтобы мотоциклист мог вовремя притормозить и проехать в нужном направлении.
Контрольные пункты намечаются в тех местах трассы, где участники могут допустить нарушения, подвергнуться опасности или срезать дистанцию. На этих пунктах устанавливают судей-контролеров, регистрирующих каждый проезд мотоциклистов и нарушения, если они ими допущены.
При подготовке трассы желательно хотя бы на двух или трех контрольных пунктах установить телефонную или радиосвязь, чтобы получать сведения с трассы и информировать зрителей о ходе соревнования. Для связи можно использовать также мотоциклистов, которые будут доставлять сведения с контрольных пунктов, это в том случае, если можно проехать сбоку трассы. Информировать зрителей можно через микрофон или рупор.
Для удобства работы судей-секундометристов за 300-400 м до финиша устанавливают судейский пункт для сигнализирования о подходе участников к финишу.
Не разрешается проводить соревнования без врача, поэтому на старте и финише (и, если возможно, на опасных местах или контрольных пунктах) следует иметь медицинские пункты для оказания первой помощи. При наличии санитарного автомобиля необходимо предусмотреть возможность его проезда по трассе или подхода со стороны к месту происшествия. Санитарный автомобиль рекомендуется установить вблизи опасного пункта трассы кросса. Для успешного проведения соревнования и обеспечения безопасности на старте и финише и в населенных пунктах, расположенных на трассе, необходимо предусмотреть охрану трассы, чтобы во время соревнования она была свободной. Охрану трассы обеспечивают местные работники милиции.
Все указанные работы по подбору и подготовке трассы осуществляются начальником дистанции и его помощником. Начальник дистанции перед соревнованием обязан полностью проехать дистанцию, тщательно проверить ее состояние, оборудована ли она указательными знаками, расставить контролеров, установить медицинские пункты, наладить связь и к началу соревнования прибыть на старт и доложить о готовности трассы главному судье или организаторам соревнования. Только после доклада начальника дистанции главный судья может начать соревнования.
Перед началом соревнования главный судья проводит торжественное открытие и приветствует мотоциклистов, участвующих в соревнованиях. После проведения парада мотоциклистов по распоряжению главного судьи спортсмены и судьи занимают свои места.
Старт в кроссах дается общий, если количество мотоциклистов не более 15-20; при большем количестве мотоциклистов старт дается раздельный по классам мотоциклов, с интервалом 3-5 мин. Спортсмены принимают старт с неработающими двигателями, вначале мужчины, а затем женщины.
Для хорошей информации о ходе соревнования выделяется судья-информатор, выпускается программа соревнования, списки участников с указанием их стартовых номеров и схема маршрута на щите или схемы, размноженные фотографическим способом.
Соревнование проводит главная судейская коллегия, она же проверяет его результаты. Техническая комиссия определяет состояние мотоциклов и допускает к участию в соревновании только технически исправные мотоциклы.