Sport Bike Camera Mounts
View Cart Help Desk

Пуск двигателя

Исправный, отрегулированный двигатель пускается в холодном состоянии после двух-трех нажимов на пусковую педаль, а в горячем - после одного нажима.
При пуске холодного двигателя с помощью воздушной заслонки (корректора) и утолителя поплавка производят обогащение горючей смеси. При позднем зажигании пуск всегда затруднен. Большое опережение зажигания во время пуска недопустимо, так как при раннем воспламенении рабочей смеси кривошип, получая встречный толчок, поворачивается в обратном направлении, резко отбрасывая кверху пусковую педаль. Это может вызвать повреждение механизмов мотоцикла.
Перед пуском 2-3 раза, нажимая пусковую педаль, прокручивают коленчатый вал для впуска горючей смеси в цилиндр, затем включают зажигание. При следующем нажиме на пусковое педаль в двигателе должны начинаться вспышки рабочей смеси.
В холодную погоду для впуска смеси иногда нужна 4-5 раз прокрутить коленчатый вал. Если вспышек все же не произойдет, то выжидают 1-2 мин., чтобы топливо испарилось, и вновь нажимают на пусковую педаль. Зимой для облегчения пуска применяют легкоиспаряющееся топливо (бензин А-66, А-74), а при температуре ниже -25° в цилиндр впрыскивают немного легкоиспаряющегося бензина (желательно добавить к нему 20°/0 эфира) или нагревают свечу зажигания. Для облегчения пуска, в особенности зимой, у двигателя должна быть хорошая компрессия; у четырехтактного двигателя перед переходом к зимним условиям эксплуатации необходимо притереть клапаны.
При пуске горячего двигателя обогащать смесь не рекомендуется; дроссельный золотник открывают на одну треть или на половину его хода, а при перегреве перед пуском двигатель продувают воздухом, т. е. медленно прокручивают коленчатый вал при полностью открытом дроссельном золотнике. Во всех случаях. при затруднениях пуска горячего двигателя необходимо первую попытку сделать при полностью открытом дроссельном золотнике, а при повторных попытках постепенно прикрывать дроссельный золотник. Если первую попытку пуска сделать при слегка открытом дроссельном золотнике, то произойдет чрезмерное обогащение смеси. При этом пуск станет возможным только после продувания двигателя воздухом.
Если после многократных попыток двигатель пустить не удается, то необходимо выяснить, имеются ли все необходимые условия для его пуска.
Для пуска четырехтактного двигателя необходимы следующие пять условий:
1. Сильная искра в свече зажигания. Наличие искры проверяют следующим способом. Снимают провод со свечи зажигания и подносят его к «массе», например к ребрам цилиндра. Достаточно сильная искра должна пробивать искровой промежуток не менее чем в 4 мм.
2. Наличие рабочей смеси в цилиндре. Если после нескольких предпусковых прокручиваний коленчатого вала при включенном зажигании в холодном двигателе не произошло вспышек, то вывертывают свечу зажигания. При наличии рабочей смеси в цилиндре свеча зажигания должна быть влажная. Если свеча зажигания сухая, то ее опять ввертывают в цилиндр и делают еще несколько попыток пуска двигателя, обогащая смесь. У прогретого двигателя, в котором при прокручивании коленчатого вала не происходит вспышек, наличие рабочей смеси в цилиндре подтверждается выходом из глушителя паров несгоревшего топлива.
Для обогащения смеси утапливают поплавок и прикрывают воздушную заслонку (корректор). Если горючая смесь не поступает в цилиндр, несмотря на вытекание топлива из карбюратора, при утопленном поплавке, то проверяют, не засорились ли жиклеры и каналы к ним. Если при утопленном поплавке топливо не вытекает, проверяют, есть ли в баке топливо и поступает ли оно через кран в карбюратор.
3. Правильная установка зажигания. Начало размыкания контактов в прерывателе должно совпадать с положением поршня в в. м. т. или происходить с опережением, т. е. когда поршень не дошел до в. м. т. на 1-2 мм. Если это условие не соблюдено, то и при сильной искре пустить двигатель не удастся.
4. Правильная установка газораспределения. Неверное газораспределение может быть следствием неправильной установки распределительных шестерен при сборке, а также нарушения регулировки и повреждений механизма газораспределения. Поэтому необходимо проверить, не засорен ли воздухоочиститель и не препятствует ли выходу выпускных газов глушитель вследствие смятия и засорения.
5. Достаточная компрессия в цилиндре. Компрессию в цилиндре проверяют по изменению сопротивления при прокручивании коленчатого вала пусковой педалью без свечи зажигания и со свечой в цилиндре. В первом случае сопротивление прокручиванию незначительно. Во втором случае у исправного двигателя сопротивление сильно возрастает. Более точная проверка производится с помощью компрессометра (специального манометра) или манометра для проверки шин, оборудованного подходящим резиновым наконечником. Обычно мотоциклисты с достаточной точностью определяют компрессию без манометров.
Если коленчатый вал туго прокручивается без свечи зажигания, то это является следствием загустевания масла в холодную погоду или механических повреждений.
Ухудшение компрессии в цилиндре происходит вследствие уменьшения зазора у впускного клапана или отсутствия зазора у впускного и выпускного клапанов, несвоевременной притирки клапанов, износа поршневых колец и цилиндра, завальцовки поршневых колец в канавках (при последних двух неисправностях из сапуна идет дым), неплотного соединения головки с цилиндром, сильного разжижения и недостатка масла, неплотно завернутой или негерметичной свечи зажигания.
Если все перечисленные условия выполнены, то исправный двигатель должен начать работу. Если все же вспышек не происходит, не следует спешить в двигателе что-либо регулировать или разбирать его. Часто отсутствие вспышек является следствием поступления в цилиндр излишне богатой горючей смеси. Чтобы получить легковоспламеняющуюся рабочую смесь, нужно знать особенности данного двигателя. Даже среди однотипных каждый двигатель обладает некоторыми особенностями при пуске, т. е. требуется определенное опережение зажигания и различное количество предпусковых прокручиваний коленчатого вала для впуска горючей смеси. Обычно затруднения при первых пусках двигателя устраняются со временем, по мере ознакомления с его особенностями.
Для пуска двутактного двигателя необходимы еще два условия, помимо перечисленных выше пяти условий пуска четырехтактного двигателя,- нормальный состав топливной смеси в баке и наличие компрессии в картере. Условия обеспечения сильной искры в свече зажигания, наличия рабочей смеси в цилиндре и достаточной компрессии в цилиндре остаются такими же, как и для четырехтактных двигателей. Под правильной установкой зажигания подразумевается, что начало размыкания контактов прерывателя происходит за 1-7 мм до прихода поршня вв. м. т. В правильно собранном двигателе нарушение газораспределения может произойти из-за обильного нагара в выпускных окнах, засорения или смятия глушителя, сильного засорения воздухоочистителя, а также вследствие сильного износа поршня и колец и повреждений поршня и цилиндра. Неверное газораспределение происходит при неправильной установке поршня во время ремонта.
6. Нормальный состав топливной смеси. Содержание масла в бензине не должно значительно превышать обычную норму, т. е. 400 см3 масла на 10 л бензина.
7. Наличие компрессии в картере. При недостаточной компрессии в двигателях с нарушенной герметичностью картера во время впуска и продувки в цилиндр проникает наружный воздух, а горючей смеси поступает мало, причем значительная часть ее вытесняется через неплотности при движении поршня вниз..
Двигатели с недостаточной компрессией в картере характеризуются затрудненным пуском, т. е. для пуска требуется несколько десятков толчков пусковой педали при утопленном поплавке и закрытой воздушной заслонке. В некоторых случаях пуск их удается только с хода. Такие двигатели работают только при числе оборотов выше средних и не развивают полной мощности. Ухудшение компрессии в картере происходит вследствие снижения компрессии в цилиндре, ослабления затяжки болтов и гаек, скрепляющих половины картера, повреждения прокладок между цилиндром и картером и сальников на коренных шейках двигателя.
При отсутствии вспышек при пуске нужно проверить наличие указанных семи условий пуска двутактных двигателей. Кроме того, для облегчения пуска следует удалить конденсат (жидкое топливо) из картера. Накопление конденсата в картере происходит из-за избытка горючей смеси, попадающей в него при неудачном пуске холодного двигателя, работы двигателя на переобогащенной смеси и большого содержания масла в бензине. Для уданения конденсата картер продувают воздухом, медленно прокручивая коленчатый вал двигателя при полностью открытом дроссельном золотнике и открытом декомпрессоре. Для ускорения освобождения картера от конденсата вывертывают свечу зажигания. Продувка картера воздухом облегчает пуск холодного и горячего двигателя и часто при затруднениях пуска является единственным способом получения вспышек.
Если двигатель сильно нагрет, для облегчения пуска следует дать ему остыть.
Если пуск осуществляется только после многократных нажимов на пусковую педаль, необходимо устранить неисправности для обеспечения легкого пуска.
Затруднения при пуске двигателя происходят по следующим
причинам:
1) недостаточная компрессия;
2) копоть на изоляторе свечи зажигания; искровой промежуток в свече зажигания меньше 0,4 мм;
3) слабая искра в свече зажигания;
4) плохая работа одного из цилиндров (у двухцилиндрового двигателя);
5) неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
6) перегрев двигателя и скопление конденсата в картере двутактного двигателя.